Перед вами механики, которые можно внедрять в уроки. Это короткие разминки или полноценные методические решения. Выбирайте категорию и применяйте механику на практике.
Пузырь
«Вам не обязательно оставаться в своём маленьком пузыре. Группы детей могут работать над заданием, а затем делиться своими знаниями с другими группами».
Каждая группа работает изолированно только над частью общего задания.
Результаты каждой группы обсуждаются на уроке с другими группами. Этот метод побуждает детей мыслить ясно, когда они делятся информацией с другими.
Определите, какой тип текста будет использоваться (например, художественный или научный).
Разделите текст на четыре части и класс — на четыре группы.
Каждая группа работает 10–15 минут изолированно (в «пузыре»), чтобы обобщить только одну часть текста (не указывайте порядок частей текста).
После того как каждая группа обработает свою первую часть текста, дайте им другую часть для работы.
Повторяйте, пока все четыре группы не поработают над всеми частями текста.
Затем распределите обобщённые записи между группами так, чтобы каждая из них получила четыре части: свою собственную и по одной из каждой из трёх других групп. Уберите исходный текст, чтобы у них остались только их записи.
Используя навыки анализа, каждая группа собирает информацию, чтобы осмыслить её и привести в правильный порядок. Убедитесь, что группы не консультируются друг с другом.
Когда каждая группа завершит работу, покажите правильный порядок исходного текста.
Группы затем проверяют, правильно ли они всё сделали.
______________ Rachal Orr “Deffirentiation”
Снежный ком
«Когда чьё-то представление о том, что, по нашему мнению, что-то означает, полностью отличается от нашего»
С помощью групповой работы ученики смогут переосмыслить своё первоначальное представление об идее.
Используйте ручки, стикеры, флипчарт и маркеры.
Сначала установите концепцию, которую вы хотите, чтобы дети изучили, определили, поняли.
Первый этап начинается с того, что каждый ученик записывает свои мысли, определения, понимание концепции на стикере (3 минуты).
Затем дети объединяются в пары и делятся своими определениями (5 минут).
Две пары объединяются, чтобы сравнить свои определения и доработать их.
Каждая группа записывает своё определение на флипчарте (10 минут).
После завершения работы всех групп учитель может объединить все идеи и организовать обсуждение.
______________ Rachal Orr “Deffirentiation”
Академический базар
«Когда у них есть только ограниченные возможности для покупки, ученикам приходится стратегически подходить к своим выборам»
Создайте фальшивые деньги (напечатайте на принтере, помните про закон о мошенничестве - хах!), можно придумать собственную валюту или позаимствовать в мире Гарри Поттера.
Определите основную тему и задачу. Например, вы можете изучать древних греков. Заранее подготовьте как можно больше информации и ресурсов о греках.
Присвойте каждому ресурсу или информации «денежную стоимость», так как ученики будут «покупать» их, чтобы продвигаться в решении задачи.
Разделите информацию и ресурсы на категории, чтобы детям было легче выбирать. Например: «Греческие люди», «Греческие боги», «Страна» и т. д.
Задайте ученикам серию задач для решения. Это может быть ряд вопросов, некоторые из которых сложнее других.
Некоторые ученики будут знать ответы на основе своих предыдущих знаний и не будут нуждаться в покупке информации.
Тем, кому потребуется помощь с вопросом, нужно будет «купить» информацию или ресурс.
В конце задания ученики смогут выбрать, как представить свои выводы.
Дополнительная идея Ученики могут действовать стратегически и помогать друг другу, делясь информацией и продавая то, что они «купили», по более низкой цене. Совет по обучению Эту механику полезно проводить в начале новой темы, чтобы понять, что дети уже знают. ______________ Rachal Orr “Deffirentiation”
Фокус на чувствах
«Когда ваше воображение улучшается, становится легко придумывать, о чём написать»
Многосенсорное мышление в сочетании с наблюдательностью помогает улучшить навыки чтения и письма у детей. Это также полезно для обучения по всем предметам.
Мы воспринимаем информацию через все наши чувства. Однако когда мы представляем мир в своём воображении, мы склонны больше полагаться на одно сенсорное восприятие, чем на другие. Например, ребёнок с развитым визуальным мышлением будет склонен представлять образы, которые обычно имеют цвет, и ему нужно будет приложить больше усилий, чтобы услышать воображаемые звуки или почувствовать воображаемые текстуры. Развитие многосенсорного мышления помогает восстановить этот баланс и быстро приводит к созданию более детализированной работы.
Попросите детей закрыть глаза и заметить звуки поблизости. Через некоторое время попросите их обратить внимание на более отдалённые звуки, а затем снова на те, что ближе.
Дайте каждому ребёнку небольшой предмет. С закрытыми глазами попросите его внимательно “заметить” форму, размер, вес и текстуру.
Выберите цвет и попросите детей найти как можно больше оттенков этого цвета в комнате.
Попросите детей записать свои мысли в ответ на вопросы:
Как выглядит молоко, когда его наливают в кофе или чай? Опишите ваш любимый вкус как можно точнее. Представьте, что вы опустили руки в ведро с мукой. Как это ощущается? Какие звуки издают капли дождя на крыше и лобовом стекле автомобиля?
Совет по обучению Усильте пользу от прослушивания звуков, которые находятся рядом или далеко, попросив детей заметить каждый их аспект. Попросите их обратить внимание на направление, громкость, высоту, тон и длительность (постоянный или прерывистый звук).
______________ Steve Bowkett “Developing Thinking Skills”
Карточки-челленджи
«Мы все любим вызовы, особенно когда нет правильного или неправильного ответа»
Дифференциация — это не всегда просто расширение уже выполненных заданий. Важно также давать вызовы, которые помогают поддерживать разнообразные навыки в активном состоянии.
Организуйте в классе пространство, куда дети могут приходить после завершения основной работы, чтобы получить карточки с заданиями. Эти задания направлены на поддержание базовых навыков. Часто бывает так, что дети понимают концепцию или осваивают новый навык, но спустя всего несколько недель забывают, как его применять. Это происходит потому, что знание не закрепилось должным образом.
Карточки с заданиями могут соответствовать любому предмету или теме и не обязательно должны быть связаны с конкретным уроком.
Вопросы можно хранить в небольших пластиковых контейнерах с этикетками, указывающими, на что сосредоточены карточки.
Альтернативный вариант — хранить карточки в кармашках органайзера, который вешается на дверь.
Развитие механики Дети могут создавать свои собственные карточки с заданиями. Это отличный способ оценить их знания и понять, насколько хорошо материал усвоен. _______________ Rachal Orr “Deffirentiation”
Вопрошание
«Часто именно задавание вопросов приводит к более глубокому мышлению»
Разнообразие вопросов или начальных фраз для вопросов помогает лучше выявлять уровень понимания у детей. Это также способствует эффективному формирующему оцениванию. Лучше задавать как можно больше открытых вопросов.
Постановка вопросов предполагает наличие банка вопросов разного типа. Например, вопросы могут быть: индивидуальными, последовательными, настойчивыми и основанными на таксономии Блума.
Индивидуальные (Individual): работа с отдельными учениками помогает учитывать их знания, уровень понимания и развития. Вопросы должны соответствовать тому, что ученик уже знает, и стимулировать его дальнейшее обучение. Важно создавать возможности для индивидуальной работы на уроке.
Последовательные (Serial): этот тип вопросов строится так, чтобы вопросы становились всё сложнее. Они помогают ученикам пройти путь рассуждения и размышления.
Настойчивые (Assertive): если мы ждём, пока ученики сами поднимут руки, чтобы ответить, то обычно отвечают одни и те же дети. Определите, кто нуждается в том, чтобы его услышали, и направьте вопросы к этим ученикам. Будьте настойчивыми. Основная цель таких вопросов — стимулировать обучение, быстро устранять недопонимания, развивать культуру рассуждений и объяснений, а также создать среду, в которой дети чувствуют поддержку.
Таксономия Блума (Blooming): выводите ключевые слова для каждого из шести уровней и применяйте их в вопросах: ▫️Знание (Knowledge): описывать, распознавать, вспоминать, определять. ▫️Понимание (Comprehension): обсуждать, идентифицировать, объяснять. ▫️Применение (Application): демонстрировать, предлагать, решать. ▫️Анализ (Analysis): сравнивать, исследовать, экспериментировать. ▫️Синтез (Synthesis): планировать, составлять, разрабатывать. ▫️Оценка (Evaluation): обосновывать, ранжировать, критиковать.
Совет Планируйте вопросы заранее. Это позволит вам настроить их в соответствии с темой урока и направить мышление учеников в нужное русло.
Дополнительная идея Дайте ученикам задание самостоятельно составить вопросы и поощряйте их формулировать вопросы с открытым концом. _______________ Rachal Orr “Deffirentiation”
Валидация
“Ненавижучитать!”
Какой ответ выберите вы:
”Как ты можешь так говорить? Чтение делает нас умнее!”
”Перестань ныть, а просто приступай к тексту”
”Да, чтение – это сложная задачка, понимаю, почему ты так говоришь”
В сложных разговорах с детьми (да и со взрослыми тоже) классным инструментом выступает валидация.
Валидация — это акт признания и подтверждения чувств или точки зрения другого человека. Это признание того, что эти мысли и чувства верны для этого человека.
01 Отразите содержание Перефразируйте то, что говорит человек. Уберите сарказм и “отношение” из голоса, проявите истинное любопытство. “Правильно ли я услышала, что чтение – это предмет твоей нелюбви и даже ненависти?”
02 Признайте эмоцию Обозначьте ту эмоцию, на которой опирается человек, и проясните ее. “Похоже, чтение действительно задевает тебя очень сильно”
03 Сообщите о принятии Дайте человеку понять, что вы принимаете его чувства такими, какие они есть. Вы можете не чувствовать то же самое, и его чувства могут создавать для вас проблемы, но они такие, какие они есть. “Многие люди относятся к чтению так же, как ты описываешь”
Если вы категорически не согласны с чем-то, что говорит человек, и вы просто не можете заставить себя принять это, попробуйте найти ту часть, с которой вы согласны, ту часть, которая вам близка.
Иногда мы сопротивляемся валидации. ▫️Я не согласен с человеком, поэтому не могу подтвердить его мнение. Это сложно, потому что вы, вероятно, все еще пытаетесь донести свою точку зрения. Как, черт возьми, вы можете перейти к признанию его чувств? Признание точки зрения другого человека — это не то же самое, что согласие с ним. Вы просто даете человеку знать, что вы его слышите.
▫️Если позиция человека неправильная, зачем я буду ее поощрять. Помните, что вы не соглашаетесь, а лишь перефразируете и разъясняете позицию. Признавая ту часть, которая верна, и давая человеку знать, что вы ясно понимаете его позицию, вы на самом деле помогаете ему не так сильно цепляться за нее.
▫️Это все сентиментальная чушь, она не для меня. Валидация не обязательно должна выглядеть и звучать так, будто вы в кабинете психотерапевта. Вы можете выработать свой собственный стиль. Она может звучать жестко, может быть быстрой, и она не обязательно должна сопровождаться объятиями, если вам это не свойственно.